Страница 1 из 1

Сайлент Хилл

Добавлено: 26 фев 2019, 23:35
SMERCH
4747488444.jpg

Ещё до прибытия колонистов в Америку земля Сайлент-Хилла считалась священной — коренные американцы называли её «Местом притихших духов». И культ, который появился здесь позже, многое брал из верований индейцев — это заметно в том числе по именам некоторых божеств вроде Ксучильбару и Лобсела Виса, которые сыграли большую роль в сотворении мира, каким мы его знаем.

В начале 1700-х годов в городе вспыхнула таинственная эпидемия, и люди покинули его. Однако позже они вернулись — Сайлент-Хилл колонизировался и принял участие в Гражданской войне. Важное значение в становлении города сыграло месторождение угля, обнаруженное во время войны — угольные шахты позже сыграют важную роль во время событий фильма.


Изображение

Но со временем Сайлент-Хилл превратился в милый и уютный курортный городок. Всё было бы хорошо, если бы не одно «но» — процветающий здесь культ, основанный на смешении разных верований, включая индейское язычество.

Следуя верованиям культа, сначала во вселенной появились люди. Они были бессмертны, а сердца их — наполнены ненавистью. Из этой ненависти, боли и страданий в конце концов родилась богиня, которая принялась улучшать мир. Она создала других богов и ангелов, подарила людям радость, а также забрала у них бесконечность, сделав смертными. В конце концов она стала делать рай, но не закончила его — силы покинули богиню, она умерла, пообещав однажды вернуться. Людям оставалось только молиться в ожидании.

Если следовать мифологии Сайлент-Хилла, то получается, что бог рождается из людей, наполненных ненавистью. Дабы приблизить его рождение, культистка Далия Гиллеспи сжигает собственную дочь, Алессу. Известно, что над девочкой издевались в школе — считали её ведьмой, а сама Далия специально воспитывала свою дочь в страдании, стремясь создать из неё «сосуд для бога».


Изображение

Но ритуал не удался: душа Алессы отделилась от тела и поселилась в собственном мире, где и проходит игра. Обожённое тело, в котором, судя по всему, всё-таки появился зародыш бога, спрятали в городской больнице Альхемилла (в фильме это лечебница Брукхэвен). Кроме того, часть души Алессы материализовалась в ребёнке, которую затем удочерил писатель Гарри Мейсон, главный герой игры. Он назвал её Шэрил.

В фильме Кристофа Гана сохраняется один из главных мотивов игры — отношения родителя и ребёнка. Чтобы усилить его, Гарри Мейсона авторы заменили на женщину — Роуз да Сильва. Есть и другое важное отличие: здесь Алессу сжигает не её собственная мать, а весь культ Сайлент-Хилла во главе с Кристабеллой (в игре её не было). Сама Далия же сначала соглашается на уговоры, но затем жалеет, обрекая себя на вечные муки совести.

Культ сжигает Алессу, однако она выживает — её выносит на руках офицер Гуччи, второстепенный герой фильма. Затем, из-за боли и страданий Алесса также разделяет свою душу на несколько частей — одна из них создаёт вторую реальность Сайлент-Хилла, запирая в ней всех культистов и свою мать, а другая материализуется в девочке, которую затем удочеряют Роуз с мужем.

В мире, рождённом ненавистью Алессы, с неба вечно падает пепел — следуя предыстории фильма, угольные шахты таки загорелись, и Сайлент-Хилл оказался заброшен.


Изображение

Прошлое Алессы немного доработали. Про воспитание ничего не сказано, зато известно, что Алесса росла без отца — поэтому над ней издевались в школе и называли ведьмой. По этой же причине культ решает сжечь девочку, так как она «рождена во грехе».

Другой необычный момент: в игре Алесса часто плакала в школьном туалете, накапливая ненависть, но в фильме там она напоролась на уборщика-извращенца Колина. Он, зная, что девочку всё равно все презирают, судя по всему, изнасиловал её.

В кино, однако, Кристабелла, в отличие от Далии, не собирается доводить дело до конца, не планирует добиваться рождения бога. Об этом в фильме вообще речи не идёт — судя по всему, культисты просто планировали «сжечь ведьму» и всё на этом.

Кино по своей структуре неотличимо от игры. Роуз переходит от локации к локации, бегая по городу, причём она понимает, куда надо идти, благодаря предметам, которые находит. Детские рисунки возле джипа отсылают её к школе Мидвич, чуть позже она находит брелок от ключей отеля во рту у Колина.

Немаловажное значение играет карта, как и в играх серии: Роуз запоминает маршруты автобусов города и таким образом находит школу. В конце, когда она спускается в больницу Брукхэвен, чтобы встретиться с Алессой, то сначала изучает карту, чтобы найти нужную палату. Карта — основа игр Silent Hill: герои находят её, как правило, прямо при входе в новую локацию, и без неё есть риск заблудиться.


Изображение

Есть в фильме и полезные предметы, которые Роуз «складывает в инвентарь» и использует по ходу дела. В джипе она находит телефон, который здесь играет роль радио, — его шум оповещает о приближении монстров, а в школьной регистратуре в одном из ящиков Роуз вдруг обнаруживает фонарь — так обычно бывает только в играх. Есть и другие «квестовые» предметы — например нож, которому очень скоро находится применение в отеле.

Но самое удивительное то, что структура фильма, взятая напрямую из игр, отлично воспринимается и теми, кто в игры не играет. В кино чередуются спокойные «квестовые» и экшен-эпизоды, когда «наступает тьма» и одна реальность Сайлент-Хилла заменяется другой. Такая чёткая структура сохраняется до самой кульминации в церкви.

Помимо монстров, рождённых ненавистью Алессы, в фильме есть и люди — культисты, которые выходят в мир, надевая особые защитные костюмы, напоминающие шахтёрские (явная связь с пожаром в шахтах). Они носят с собой канарейку в клетке, которая начинает метаться, если Сайлент-Хилл вот-вот поменяется на тёмную версию. Таким же способом шахтёры раньше определяли, есть ли в шахте опасный рудничный газ.

Помимо заимствования из игр, в фильме есть и собственные находки. В основном символизм там построен вокруг слепой веры, материнской любви, огня, что «не очищает, а коптит дочерна» и двойственности человеческой натуры.


Изображение

Есть и единый мощный смыслообразующий образ — горящая шахта. Её сначала видит Шэрон (в кино девочку переименовали), до того, как приехать в Сайлент-Хилл, а затем неоднократно и Роуз. Алесса в конечном итоге поднимается как раз таки из полыхающей шахты.

Вентиляторы в играх обозначают круговой ход времени — реинкарнацию Алессы. В фильме этот образ тоже есть.

Ещё один любопытный момент: каждый раз, когда меняется реальность Сайлент-Хилла, фильм уходит в чёрный экран — будто бы загрузочный, как у игры.

Переход между реальностями также сопровождает сирена (это было и в игре, но не так эффектно) и очень зрелищный визуальный эффект — окружение буквально разваливается и ржавеет на глазах.

Ключевая фраза фильма, фактически, его слоган: «В глазах ребёнка мать — бог». Сначала её произносит «демон», тёмная часть Алессы, как бы донося до Роуз мысли самой Алессы. Далия предала её, позволила провести ритуал, в то время как девочка просто доверяла своей матери.

Однако в конце фильма, верша правосудие над культом, Алесса не трогает свою мать. Как не трогают её и порождения Сайлент-Хилла — всё-таки она по-прежнему мать Алессы, пусть та и превратилась в чудовище.

Тема родителя и ребёнка — одна из ключевых в Silent Hill. А если смотреть шире, то тема любви: ей так или иначе посвящены все четыре части серии от студии Team Silent.

В игре Далия воспитывает Алессу в ужасающих условиях, заставляет молиться своему богу, бьёт и, в целом, не растит её, а выращивает. В конце концов она сжигает собственную дочь. Гарри же рискует жизнью ради Шэрил и отправляется за ней в ад.


Изображение

Но в фильме, благодаря сюжетным изменениям, эта тема раскрывается полнее. Далия — не социопат, мечтающий устроить конец света, она просто мать, которая бросила своё дитя. А Роуз, в свою очередь, ради Шэрон готова на всё, даже убить. Именно поэтому она соглашается на предложение Алессы и приводит её в церковь к культистам, зная, что все они умрут.

Конечно фильм Кристофа Ганса во многом далёк от игры, но правда в том, что такую игру как Silent Hill невозможно экранизировать так, чтобы соблюсти все каноны и нюансы. Изменения были неизбежны, но авторы органично вплели их в общую историю и создали цельное произведение.

Главное, что в кино сохранены ключевые идеи первоисточника, и оно отлично снято — с расчётом на всех. Не зря ведь сейчас по всему миру работают квест-румы по мотивам фильма, а Акира Ямаока собирает полные залы на концертах. Фильм стал культовым, как и сама игра. И в этом-то они точно похожи.